23.04.2010 в 18:57
Пишет  Arme:

"... что движет солнце и светила" (с)
Напишу-ка я пару слов о любви, равнодушии, неравнодушии и т.д. и т.д. По мотивам дебатов в чужих дайрях.

ИМХО большое и глубокое ("имею мнение хрен оспоришь") - любовь есть чувство, а не процесс. Т.е. это стимул, катализатор многих процессов действий вовне и изменений изнутри, но не процесс сама по себе.
Отличительная особенность любви - тот факт, что на любящего она оказывает гораздо большее воздействие, чем на любимого. Даже если для любимого ценно то, что его любят.
ИМХО, любовь не дает никаких прав. Грубо говоря, ты одержим - это твои проблемы. И при попытке сделать свои проблемы проблемами другого, ты заслуженно рискуешь встретить отнюдь не благодарность за это.
Если ты рассматриваешь это состояние не как "проблемное", а как состояние благодати - тем лучше для тебя. Но если твоя благодать создает катализатору оной проблемы, то твое пребывание в состоянии благодати отнюдь не служит тебе оправданием и безусловной индульгенцией.

То есть, если суммировать вкратце: первой и последней "заповедью любящего" я бы сделала правило "люби, не доставляя неудобств".

"Не езди туда-то, потому что это опасно, я люблю тебя, боюсь за тебя и с ума сойду", "я люблю тебя и поэтому говорю тебе то, что тебе поперек горла, глаза тебе открываю!", "я люблю тебя и не сделаю того, о чем ты просишь, потому что это тебя погубит" - это все о любви к себе и своему "пребыванию в благодати любви", а не о любви к другому.

Равно как нелепы требования: "ты не сделаешь этого, если любишь меня!" Если он(а) действительно любит тебя и знает, что те или иные вещи доставят тебе неудобства, - он(а) этого и так не сделает. Если действительно любит тебя. Без дополнительного жонглирования данными словесами и апеллирования к данным материям.
Если знает и сделает - значит, "недостаточно любит", т.е. "велика любовь, но жизнь больше", и это отнюдь не "криминал". Потому что не может вся жизнь свестись к угождению любимому.
А если оное "это", которое не надо делать, относится к действиям, направляемым на тебя, а не "абстрактно вовне", на собственную жизнь, и реципиент, несмотря на все твои просьбы и предупреждения, все равно делает это - делай выводы. Кто, кого и как, что характерно, любит. И, возможно, спасайся, пока не поздно, от такой любви. Потому что дальше "я люблю тебя и поэтому..." - будет универсальным оправданием любому произволу, чинимому в отношении тебя.

Великая такая тема: "я люблю тебя, мне не все равно, что с тобой будет, и поэтому я вмешиваюсь в твою жизнь и заставляю тебя/не даю тебе сделать того-то..." - тоже относится к разряду глубоко мною неприветствуемых. Ибо между "я люблю тебя" и "я хочу, чтобы ты был таким-то и твоя жизнь была устроена так-то" - разница есть.
"Я люблю" - это не то, что должно обязывать тебя. Другого. Или "ты любишь" - это не то, что должно как-либо обязывать меня. Другого. Катализатор благодати не обязан ничем, потому что если ты полюбил - ты полюбил уже за то, что есть. И это не дает тебе права присваивать как-либо то, что вполне способно само распорядиться собой.
Если тебе позволили присвоить себя - это уже другой разговор. Но, в общем и целом, любящий, как тот, с кем случилось, не имеет дополнительных прав. Он может только иметь дополнительные обязанности. И одно из них, если по-хорошему - не мешать жить объекту любви. Так, как он живет. Не перекрывать ему кислород.
Там, где начинается "мне не все равно, что с тобой будет" - там нет "тебя". Там есть "мне". Там есть "все должно быть так, как я хочу!"
Подыгрывать игрокам в такие игры или нет - личное дело каждого. Я предпочитаю не подыгрывать. Если в ответ на это меня разлюбят - это "такова селява" и не более того.
Потому что -

"Полюбил/разлюбил" - это "агрегатные состояния субъекта переживания", а не награда или наказание объекту чувств.

В трех словах суммируя вышеизложенное, или "love is, правила хорошего тона" -

1. Если любишь кого-то, изволь это делать, не напрягая объект своих чувств.
2. Если твоя любовь велит тебе сделать что-нибудь доброе-разумное-вечное, поинтересуйся у объекта чувств, что ты можешь для него сделать;
3. Услышав ответ, следуй инструкциям. Т.е. либо делай то, о чем попросили, либо, если попросили ничего не делать, не делай ничего;
4. Любовь не предъявляет счетов: "я люблю тебя и поэтому ты должен..." Это логический скачок. "Поэтому" никто не может быть ничего должен. Даже ты не можешь быть ничего должен - "поэтому". Все, что ты должен - относится к правилам банальной вежливости, принятой в общении между людьми, уважающими друг друга. Все, что сверх - это вопросы твоей сильной мотивации, далее см. пункты 1, 2, 3.
5. Любовь не является ни даром, ни наградой, ни формой поощрения или наказания. Это "фазовое состояние". Или гормональный дисбаланс, кому как угодно.
6. Любящий не имеет дополнительных прав.
7. Неравнодушие к другому - не причина и не повод для того, чтобы мешать ему делать то, что он хочет делать с собственной жизнью. Это может быть поводом оказать ему помощь в том случае, когда он ее просит и так, как он ее просит, но и не более того. Это не повод "лезть без мыла" в его дела, внутреннее пространство и т.д., полагая это "добрым делом".
8. Для любимых: и это не повод не "давать по рукам" за оное "влезание без мыла". Особенно если вам это неудобно. Вы же не стали бы позволять бешеной собаке кусать вас, даже если бы укус был безопасен и просто неприятен - только потому что она бешеная и "за себя не отвечает".
9. Не делай другому того, чего ты желал бы себе. На то он и другой, чтобы иметь все шансы желать другого. А то, чего желал бы себе ты, себе совершенно таки не желать. Т.е. не делай другому того, чего он себе не желает.

10. Правило "живи и давай жить другим" - не всем удобно, потому что в каждом из нас живет "образ и подобие" симулякра Бога Отца, который хочет, чтобы мир жил по его правилам, и все, что эти правила нарушает, вносит ту или иную дисгармонию в реальность обитания любого из нас. Человек - делатель. Деятель. Переделыватель мира. Все великие вещи были совершены так или иначе волюнтаристическим произволом над реальностью Волюнтаристический произвол - это не плохо. Отнюдь.
Только окрашивание оного в тона эмоционального шантажа - выглядит пошленько.
Итак, заповедь 11-я, последняя: Всегда лучше называть вещи своими именами. Получается большая ясность действия.

URL записи