http://vorchunn.livejournal.com/623078.htmlИз телепрограммы на следующую неделю:
Телеканал "Россия". Пятница, 22.55:
"По этапу"
"1946 год. Пленных немцев по ошибке отправляют в перевалочный женский лагерь. Все тюремщицы - женщины. В течение года немецкие солдаты и русские женщины учатся прощать, понимать и даже любить друг друга.
В ролях: Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Джон Малкович"
А это из феерической статьи в Евгении Тирдатовой "Палачи и жертвы Джон Малкович и Евгений Миронов идут "По этапу":
"... съемки фильма "По этапу" (его американское название - In Transit), которые продолжались пять недель..."
"Для работы над фильмом, основанным на реальной истории о том, как зимой 1946 года в женский пересыльный лагерь по ошибке привезли группу немецких военнопленных, российская компания "Тема Продакшн" пригласила английского режиссера Тома Робертса, российских сценаристку Наталью Портнову и оператора Сергея Астахова, а также собрала интернациональный состав актеров, включая Джона Малковича.
читать дальшеТом Робертс имеет серьезный опыт работы в кинодокументалистике - он снимал фильмы об иракской войне и Чернобыле, Чечне и ГУЛАГе, так что предмет фильма ему хорошо знаком. Это, надо надеяться, поможет избежать ошибок, естественных в случае, когда иностранный режиссер снимает фильм о российской истории, да еще на английском языке...
Присутствие в проекте таких питерских мастеров, как оператор Сергей Астахов, работавший на многих картинах с Алексеем Балабановым (от "Брата" до "Войны"), и художник-постановщик Владимир Светозаров ("Мастер и Маргарита" Владимира Бортко), позволит обеспечить максимум изобразительной достоверности и передачу атмосферы времени...
... Недавно закончилась война, и идет первая мирная зима. Однако для обитателей женского пересыльного лагеря под Ленинградом мирной ее вряд ли назовешь. Мало того, что агонизирующая сталинская империя видит врагов повсюду и гонит их "по этапу" в Читу, а то и подальше, а воспитанные режимом и измученные войной злобные охранницы держат несчастных женщин на голодном пайке. В лагерь, которым управляет женская команда во главе с 40-летней Ольгой Александровой (Татьяна Яковенко), неожиданно для всех вместо новой партии политических заключенных женщин привозят группу немецких военнопленных мужчин.
Пережившие блокаду, потерявшие на войне своих мужчин охранницы оказываются лицом к лицу с врагами, которых они готовы растерзать. Больше всех лютует Вера Тюрина, которую даже свои называют "дьяволом в юбке" (эта роль досталась женственной Ингеборге Дапкунайте). Озверевшая Вера начинает избивать палкой до полусмерти изможденных, истощенных голодом и холодом людей, призывая своих товарок покончить с ними разом. У Веры фашисты уничтожили всех родных и близких. Ольгу изнасиловали немецкие солдаты, и теперь она не может иметь детей... Можно ужаснуться зверству товарища Тюриной, которая бьет пленных, морит их голодом. "Для меня война только начинается, - говорит она, подставляя их под расстрел. - И мне это нравится". Можно обвинить лагерное начальство в бесчеловечном обращении с военнопленными и нарушении им международных прав. Но и понять этих женщин, замордованных сталинским режимом, измученных войной, у которых зачерствели сердца и замерзли души, тоже можно.
Все смешалось в женском пересыльном лагере, где оказались и жертвы, и палачи - с обеих сторон. Например, полковник НКВД Павлов - в этой роли искуснейший, многоликий Джон Малкович, который немало на своем веку переиграл изощренных злодеев. Время от времени полковник посещает лагерь и наводит там порядок: расставляет стукачей, выявляет нелояльных, устраивает издевательские пытки и публичные казни. Товарищ Павлов подл, циничен и жесток. Он вынюхивает и выслеживает, находит у людей слабые места, использует их, подчиняя себе, произносит лицемерные патриотические речи, упивается властью, унижая слабых и беззащитных. Джон Малкович - актер серьезный, основательный. Прежде чем надеть овчинный тулуп и фуражку офицера НКВД, перепоясаться широким кожаным ремнем, он, по его словам, "прочитал несколько книг об этом периоде русской советской истории, например, "Сталинградскую битву" и "Падение Берлина" Энтони Бивера и книгу Волкогонова о Сталине. Под именем Клаус (Даниэль Брюл) скрывается военный преступник, за которым ведет охоту Джон Малкович. Фанатичный нацист, по чьему приказу были уничтожены сотни женщин и детей, остается стойким приверженцем гитлеровской идеологии. Поняв, что пришел его конец, Клаус бросается под поезд с криком "Хайль, Гитлер!".
Однако даже после самой лютой зимы неизбежно наступает оттепель: таковы законы природы и жизни. И она берет свое даже здесь, даже в этом страшном месте, обнесенном колючей проволокой. Немецкие пленные, которых поставили работать на железной дороге, отдают последнюю буханку хлеба советским политическим; проходящим мимо по этапу; русские бабы, преодолев ненависть к врагам, начинают видеть в них обыкновенных людей, многие из которых не по своей воле пошли воевать.
И на обломках горя зарождается любовь юных Петера (Патрик Кеннеди) и Зины (Натали Пресс) и зрелых Макса и Наташи. Одна - слишком робкая, слишком беззащитная - обречена на трагический конец с самого начала. Вторая знаменует победу над мраком, демонстрирует силу человеческого духа. Она-то в конце концов и становится центром фильма. Образуется странный любовный треугольник: Наташа (Вера Фармига), Андрей (Евгений Миронов) и Макс (Томас Кречман).
Контуженый охранник Андрей весь день занят тем, что бесконечно и бессмысленно тасует колоду карт. Бывший блестящий советский офицер превратился в жалкое бессловесное существо, не ведающее, что творит. Страдая манией преследования, он стучит полковнику Павлову на всех, включая собственную жену, которая, как ему мерещится, хочет его отравить.
Макс - бывший профессор университета из Гамбурга. Это умный, зрелый человек, который чувствует на себе ответственность за то, что происходит с его товарищами, за то, что случилось с его страной. Вначале он насторожен по отношению к Наташе, хотя и видит в ней, несмотря на всю ее лояльность режиму, сильную и честную натуру. Но постепенно его захватывает страсть к этой незаурядной женщине ...
"Мне хотелось бы снять фильм о несокрушимости человеческого духа. О том, что любовь побеждает все. О том, как маленький человек, сопротивляясь тяжкому гнету обстоятельств, одерживает победу над тоталитаризмом", - говорит режиссер фильма Том Робертс..."Отвечая на вопрос "РГ" о том, не оттолкнет ли история о нашей жизни, снятая на английском языке, российского зрителя, глава компании "Тема Продакшн" Михаил Дунаев говорит, что ориентирует картину прежде всего на международную аудиторию. Российское кино, к сожалению, несмотря на отдельные достижения, на мировом кинорынке предстает еще если не бедным родственником, то экзотическим существом. Самое важное, по мнению Дунаева сделать его равноправным участником европейского кинопроцесса. ... Поэтому она [компания] делает фильмы о российской истории в форме и на языке, понятных мировому зрителю. Что касается зрителей российских, то, во-первых, в картине "По этапу", он считает, очень силен "русский элемент" (сюжет, актеры, творческая группа)..."
(c)
"Российская газета", 31 марта 2006 г.